?

Log in

No account? Create an account

cмешно не поддаваться, если ты стена, а пред тобою - разрушитель

« previous entry | next entry »
Oct. 4th, 2011 | 08:19 pm

Что общего между самоорганизованной борьбой студентов за понижение цен в столовых и поэзией Бродского?

А то, что если вы привыкли считать себя объектом и тихонько себе стоите в уголке или пытаетесь по другим - более честолюбивым - причинам игнорировать политический контекст момента, это отнюдь не застраховывает от столкновения с так называемой "прозой жизни" и давления так называемого быта, но, напротив, оставляет в самом беззащитном положении)

[ Смешно не поддаваться, если ты
стена, а пред тобою - разрушитель.

К тому же экскаватор мог считать
ее предметом неодушевленным
и, до известной степени, подобным
себе. А в неодушевленном мире
не принято давать друг другу сдачи. ]



Сегодня днем памятник Иосифу Бродскому, установленный во дворе филологического факультета СПбГУ пострадал в ДТП. В районе 12.00 фургон, привозящий продукты в столовую филфака, сбил памятник. Насколько серьезный ущерб нанесен поэту пока неизвестно.

***
Рискну предположить, что секрет успеха «Гражданина поэта» все же не в новых сведениях о преступлениях кровавого режима, а в радости узнавания. Вот давно полюбившийся актер, с еще более давно полюбившейся фамилией. Вот стихи, знакомые на рефлекторном уровне, как картины на конфетных фантиках. А вот содержание — также дарящее радость встречи со старыми знакомыми. Путин, Медведев, Селигер, ФСБ, вертикаль, «Цитадель» — обо всех в живой и непринужденной форме сообщается ровно то, что мы И ТАК О НИХ ЗНАЕМ. Соль «Гражданина» не в высмеивании власть имущих и тем более не в сообщении неслыханной ранее «критической информации», — напротив, уже известная «критическая информация» становится здесь смешной и тем самым чуть более выносимой. Федеральный чиновник, подсылающий к оппонентам тонтон-макутов с арматурой, оборачивается крокодилом, который кидается «какашами», — и в этом виде с ним еще как-то можно жить. А это важно — потому что жить с ним, так или иначе, придется.

Аудитория «Гражданина поэта» — это люди, которые «всё понимают», и вместе с тем «всепонимание» никак не влияет на их жизнь. Их «энергии сопротивления» хватает ровно на то, чтобы неплохо провести время, посмеиваясь над тем, как все нелепо и странно устроилось: судя по гастрольному расписанию и заполняемости залов, их, то есть нас, очень много, — наверное, большинство. Даже Прохоров радостно хохочет, слушая стихотворение про дядю Степу, которого целуют в жопу, а потом еще поправляет авторов, неверно указавших его «место по блядям»: он тоже «все понимает» и даже готов над этим посмеяться. Нетрудно представить Ефремова на концерте в честь съезда «Единой России» — с памфлетом, высмеивающим этот самый съезд: большинство депутатов аплодировали бы ему с неменьшим энтузиазмом, чем Путину, объявившему о своем президентстве.

<...>  в «Гражданине поэте» приходится нажимать на давно опробованные педали: читатель ждет уж рифмы «жопа» — так на, возьми ее скорей; и если Некрасов удается автору блестяще, то Хармс уже с трудом, а Бродский и вовсе заставляет вспомнить не столько первоисточник, сколько эпиграммы Валентина Гафта. Но выскочить из «проекта» все сложнее — и авторам, и зрителям: и дело не в кассовых сборах, с которыми жалко расставаться, а в каком-то тотальном отсутствии выхода, развязки, вариантов будущего, в котором хотелось бы оказаться. И над всем этим висит тягостное ощущение, что вот сейчас придет лесник и всем даст по ушам. И еще более тягостное подозрение: а ну как не придет?

Link | Leave a comment |

Comments {1}

pingback_bot

хро бы: спатьхочу

from: pingback_bot
date: Oct. 4th, 2011 05:44 pm (UTC)
Link

User d_su referenced to your post from хро бы: спатьхочу saying: [...] ому, случайно, во дворе филфака http://tr-lit.livejournal.com/59329.html?mode=reply#add_comment [...]

Reply | Thread