tr-lit (tr_lit) wrote,
tr-lit
tr_lit

новые формы гражданской демобилизации

Сложно сегодня представить себе времена, когда написанное стихотворение приводило к вызову на беседу (в том числе и зачастую именно в органы), что «правда» могла быть узнана и соответственно скрываема, а силовые методы, когда таковые применялись, соответствовали какой-никакой букве закона. Трудно вообще представить себе, что власть, в конце концов, утруждала себя писанием законов, а подпольные группы — созданием уставов, которыми впоследствии руководствовались.

Это особенно поражает сегодня, когда т.н. «правда» известна всем, но при этом не только пресловутая «ложь по ТВ», но и прокручиваемая своим чередом лента новостей (а также, разумеется, «идущие своим чередом дела») делают ее как бы несуществующей или, во всяком случае, несущественной, когда только оказавшиеся в свободном доступе доказательства тотальной фальсификации выборов или убийства адвоката способны — и то с большим трудом и ненадолго — прорвать защитную пленку цинизма и усталости, которой сегодня огражден каждый пользователь интернета. Интернет, безусловно, меняет не только способы обращения с информацией, но и тональность общественных отношений, саму социальную чувственность, но как? Преобладают восторги перед инструментом социализации: после бесславно завершившегося конца истории он делает общество прозрачнее и провоцирует на формирование новых групп солидарности, по контрасту с имевшими место обществами дефицита информации и атомизированного потребления. Это — возможности (а не гарантии) электронной коммуникации. Каковы же ограничения?

<...> Сеть стала не формой мобилизации, а формой моральной индульгенции. Все пресловутые «выходы ленты фейсбука на улицу» являются лишь робкими набегами в реальность, впоследствии с лихвой возвращающими дань залу виртуальной славы. Если раньше новость о революции была способна мгновенно воспламенить узнавших о ней, сегодня, несмотря на всю скорость и красочность информации, революции могут рассчитывать только на перепост.

OPENSPACE.RU
полемика
«Лайк» как форма гражданской демобилизации«Лайк» как форма гражданской демобилизации

Поэт, критик и медиахудожник ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВ сравнивает перепост и перепечатку самиздата на машинке – и не в пользу первого

Дальше ›

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments