?

Log in

No account? Create an account

ничего, напоминающего стихотворение в традиционном понимании этого слова

« previous entry | next entry »
Aug. 6th, 2012 | 11:16 am

Выделенные курсивом формулировки мы склонны считать особенной удачей рецепции кураторского замысла.
Если вы натыкались на какие-то другие критические опыты, посвященные фестивалю, оставляйте, коллеги, их в комментариях к этому посту.


Поэзия трех буков звучит на островах
Полина ВИНОГРАДОВА

Новая Голландия стала местом проведения четвертого фестиваля «Поэзия на острове», который ежегодно проходил на Канонерском острове.

В предыдущие годы площадками для выступлений местных и столичных поэтов были территория недостроенной ТЭЦ (на фоне неприветливых цистерн), пляж за гаражами и конец набережной Морского канала (напротив стальных кораблей). Понятно, что участники намеренно выбирали индустриальные пейзажи и пустыри, от которых веет неблагополучием и разрухой. И сами поэты изображали изгнанников, этаких неприкаянных творцов нового поэтического языка. Теперь на облагороженной территории бывшей военно-морской базы в окружении шезлонгов и грядок с логотипами модных заведений «бездомная поэзия» выглядела летним развлечением завсегдатаев кофеен с бесплатным выходом в Интернет.

Идея фестиваля заключалась в том, чтобы продемонстрировать, какие разные формы порой принимает поэзия. Поэт по-прежнему больше чем поэт, и в нашем веке он называет себя «перформансист», «концептуалист», «акционист» и прочими терминами, под которыми легко скрыть свою поэтическую (или художественную) беспомощность. Сегодня поэзия нередко становится одной из форм лицедейства, чем-то вроде кратковременной акции, авторы которой, в общем-то, не шибко заинтересованы в том, чтобы оставить после себя нерукотворные памятники.

В этом плане показательной работой было видео, снятое творческим объединением «Лаборатория поэтического акционизма» (Павел Арсеньев, Дина Гатина, Роман Осминкин). Их «Пунктирная композиция» на текст московского художника Андрея Монастырского, участника прошлогодней Венецианской биеннале, – это история о том, как в общественное пространство вторгаются чужеродные фразы. Вроде написанных на каких-то ободранных стенах и мусорных бачках трогательно наивных слов (это собственно о стихах А.М. - прим. публ.) или белой бумажки с надписью «Это же я», с которой в кадре баловался сизый голубь. Вроде выведенных на снегу слов «Холодно на земле» или пугающего утверждения «В подворотне стоят оборотни». Эффект производит неожиданное появление этих слов здесь и сейчас и беззащитность в неприветливом мире. Работа этих же ребят «Много буков» (именно «буков», ранее эта работа была выполнена в лесу) представляет собой слова «Ну знаете, это вы извините», которые выложены из огромных пенопластовых букв между деревьями. Ее можно было видеть только на экране, потому что оригинал сейчас экспонируется в московском Парке Горького.

За два часа поочередного выхода к микрофону поэтов разных возрастов из разных городов никто не прочитал хоть что-то, напоминающее стихотворение в традиционном понимании этого слова (записанное в рифму высказывание о наболевшем или о вечном с четко выраженным ритмом). Молодые люди, называющие себя поэтами, посчитали, что самый адекватный язык для описания современности – короткие предложения, уместные разве что в «Твиттере». Или, напротив, сложносочиненные тексты с использованием заумных терминов и фамилий деятелей культуры (в одном маленьком стихотворении нижегородская поэтесса Анна Толкачева упомянула Малевича, Кулика, арт-группу «Провмыза», постмодернизм и концептуализм).

Очень хотелось услышать простые и глубокие, пусть отчаянно несовременные стихи. Но это дерзкое желание лучше было держать при себе, чтобы не возмутить собравшихся равнодушием к их мнению о несовершенстве государственной системы. Что толку сочинять стихи о политических митингах, если нет героя, о котором хотелось бы говорить возвышенным слогом?

В общих чертах поэтический вечер проходил примерно так: модно одетый поэт около тридцати лет от роду, имеющий рафинированный вид и нежную душу, через строчку вставлял одно-два матерных слова, считая, что это делает его текст брутальным. И ни слова о любви. Грустно как-то от мысли о том, что мир, в котором мы живем, нельзя описать четырехстопным ямбом.

Как сказал куратор фестиваля Павел Арсеньев: «Мы не можем позволить себе говорить о поэзии», – и долго объяснял почему.

Впрочем, вы и сами все понимаете.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10290365%40SV_Articles


Link | Leave a comment |

Comments {3}

simplizissimus

(no subject)

from: simplizissimus
date: Aug. 6th, 2012 08:00 am (UTC)
Link

"записанное в рифму высказывание о наболевшем или о вечном с четко выраженным ритмом" - идеальная формулировка.теперь будем знать.

Reply | Thread

LiveJournal

ничего, напоминающего стихотворение в традиционном по

from: livejournal
date: Aug. 6th, 2012 08:05 am (UTC)
Link

User don_estorskiy referenced to your post from ничего, напоминающего стихотворение в традиционном понимании этого слова saying: [...] Originally posted by at ничего, напоминающего стихотворение в традиционном понимании этого слова [...]

Reply | Thread

LiveJournal

мир

from: livejournal
date: Aug. 6th, 2012 11:57 am (UTC)
Link

User simplizissimus referenced to your post from мир saying: [...] мир в котором мы живём нельзя описать четырёхстопным ямбом [...]

Reply | Thread